Приветствую Вас, Гость! Регистрация RSS

Сайт "Cner"

Пятница, 29.03.2024
Главная » Статьи » Другие статьи » Радиолюбительские статьи

Устройство для проверки люминесцентных ламп

Для того, чтобы проверить катоды люминесцентной лампы (ЛЛ) на работоспособность, нужно зажечь лампу на постоянном напряжении питания, при номинальном рабочем токе и проконтролировать величину светового потока. При этом проверяется тот катод к которому приложено отрицательное напряжение. Наличие эмиссионной способности катодов определяет работоспособность люминесцентной лампы и её способность светить. Даже если повреждены подогреватели.

Для работы ЛЛ на постоянном токе обычно применяют схемы с умножением напряжения, осуществляющие холодный поджиг, подачей на лампу высокого напряжения и после зажигания автоматически снижающие выходное напряжение до уровня горения ЛЛ. Это означает, что на разомкнутых выходах такого устройства имеется повышенное в 5-7 раз выходное напряжение, по сравнению с амплитудным напряжением сети переменного тока. Работать с таким устройством не просто нежелательно, а даже опасно.
 

Рис.

Для этой цели предлагается схема показанная на Рис. И не использующая для поджига ЛЛ повышенное напряжение постоянного тока. В режиме горения это обычная схема с балластным конденсатором, выпрямительным мостом, сглаживающим емкостным фильтром и активным балластом постоянного тока в виде реостата R2. С его помощью устанавливается номинальное значение рабочего тока и контролируется по амперметру Р1.

А вот холодный поджиг осуществляется с помощью короткого высоковольтного импульса с малой энергией, что не представляет опасности. Этот импульс подаётся на дополнительный внешний электрод. Генерация поджигающего импульса осуществляется с помощью накопительного конденсатора С3, заряд которого происходит с помощью делителя напряжения на резисторах R3, R4, определяющего заряд конденсатора до определённого уровня напряжения. А разряд конденсатора происходит через первичную обмотку импульсного трансформатора Т1, в результате замыкания кнопки S1. С помощью делителя напряжения R3,R4 можно регулировать амплитуду высоковольтного импульса, при неизменных параметрах импульсного трансформатора. В некоторых случаях это может быть очень полезным.

Со вторичной обмотки импульсного трансформатора высоковольтный импульс поступает на дополнительный электрод, расположенный на внешней поверхности баллона ЛЛ. В простейшем случае это может быть кусок медного обмоточного провода, проложенный вдоль колбы лампы по её поверхности. Этот провод не должен достигать цоколей лампы и может заканчиваться на расстоянии не менее одного сантиметра от цоколей. Легче всего закрепить этот провод резиновыми кольцами, нитками или кусочком изоляционной ленты.

Импульсный трансформатор может быть любым, лишь бы его выходное напряжение обеспечивало поджиг лампы. Конструкция подобных трансформаторов неоднократно описана в литературе (Л). Автором был изготовлен самодельный трансформатор, в качестве первичной обмотки которого использовался стандартный дроссель индуктивностью 25 - 40 мкГн. Он вставлен внутрь трубочки из изоляционного материала с внутренним диаметром 5 мм. Намотка ведётся в один слой, без перекрытия отдалённых друг от друга витков и после каждого слоя прокладывается слой изоляции. Она может быть из бумаги пропитанной парафином. Всего наматывается 1-3 тысячи витков. Их количество некритично. Также некритична и ёмкость накопительного конденсатора С3.

Данная схема поджига с помощью дополнительного наружного электрода, обеспечивает мгновенный поджиг лампы за счёт разрядного канала, образующегося, внутри колбы лампы в области поверхности, занимаемой дополнительным электродом. Поджиг очень надёжный и если лампа исправна, то повторные поджигающие импульсы не требуются. Этот способ поджига может быть использован в любой схеме, работающей на постоянном токе. С целью автоматизации поджига вместо кнопки может быть использован динистор или иной пороговый элемент, способный в нормальном режиме работы обеспечить в данной схеме поджиг ЛЛ.

Л. Электронная "спичка". - Радио, 1992, №1, с. 19 -21.

Категория: Радиолюбительские статьи | Добавил: dodonych (02.08.2015)
Просмотров: 1268 | Рейтинг: 0.0/0