Приветствую Вас, Гость! Регистрация RSS

Сайт "Cner"

Вторник, 22.05.2018
Главная » Статьи » Другие статьи » Радиолюбительские статьи

Ремонт утюга
Одним из главных видов деятельности радиолюбителей является - ремонт, как различной радиотехники, так и предшествующей ей электротехники. Обусловлено это неудовлетворительностью существующих сервисов, а порой и полным их отсутствием или недоступностью. В результате, изобретаются технологии порой довольно сложного ремонта простыми и доступными средствами. И всякий радиолюбитель обязан поделиться накопленным опытом со всеми желающими, поскольку это не бизнес, а одна из важных особенностей радиолюбительства.

Что-то в этом роде и произошло с утюгом. Новый утюг оказался бог знает где, одним словом - недоступен, а под рукой был старый, но достаточно надежно работающий уже не в первом поколении пользователей. У него только лишь систематически обламывался кабель питания на входе в ручку, но это был тривиальный ремонт. Надежность утюга обеспечивалась герметизированным в металлической трубке нагревателем и большим диаметром нагревателя, что хорошо видно на рис.1. Здесь же видно что подключение подводящих проводов к нагревателю также очень надежное. Сам подвод выполнен широкой стальной полосой и соединение - сварное.
Однако ничего нет вечного под луной. При включении утюга в сеть начались какие-то перебои с индикацией включения, осуществляемого лампочкой накаливания. Разборка утюга позволила увидеть дефект, он хорошо виден на рис.2. Прямо у места сварки обломилась подводящая электроэнергию шина.
Жизненный опыт свидетельствует, что такие поломки чаще всего обусловлены внешним вмешательством, а в данном случае это место облома существенно нагревается во время работы утюга, а сталь при этом взаимодействует с газами воздуха и в результате приобретает хрупкость (виноват в этом обычно азот). Видимо, в результате падения и случилось соответствующее силовое воздействие, которое и привело к слому шины в месте сварного соединения.

Что делать? Ситуация тупиковая, поскольку сварочный аппарат - оборудование явно не радиолюбительское, а бежать куда-то и искать того кто мог бы один раз ткнуть электродом малого размера в место слома обстоятельства не позволяют. Да и сварочный аппарат судя по всему нужен не строительного типа.

Без сварки прочным может быть только механическое соединение, но под нагревом сталь будет в первую очередь взаимодействовать с кислородом воздуха и поверхность будет покрываться оксидной пленкой, которая ухудшает электропроводность контакта вплоть до полного разрыва цепи и приводит к появлению видной глазом ржавчины. На фотографиях видны остатки такой ржавчины и следы ее очистки. Одним словом к механическому соединению нужна высокотемпературная изоляция, да еще имеющаяся под рукой, да еще и технология ее применения, чтобы сделать механическое соединение герметичным, т.е. защитить под нагревом от доступа воздуха.

В качестве такого изоляционного материала, который легко может быть применен, был использован небольшой кусочек обычного формованного школьного мела. Этот материал на 40% состоит из карбоната кальция и на 60% из сульфата кальция (сульфат кальция в быту известен как гипс или алебастр). Оба этих материала экологически безопасны и отличаются тем, что размягчаются водой. Мел может быть превращен с помощью воды в кашицу и залит в форму, по высыхании он примет соответствующую форму. Следует отметить, что школьный мел содержит еще и небольшое количество связующего вещества, в качестве которого иногда используют жидкое стекло, в быту известное под названием канцелярского силикатного клея.
На рис.3  показано механическое соединение шины в месте облома с помощью мягкой стальной проволоки. Это соединение должно быть прочным и не иметь свободы движения. А на рис.4 показано это же соединение покрытое раствором порошкообразного мела в нескольких каплях силикатного клея. Это покрытие нужно хорошо просушить, для придания ему прочности. Для этого нужно подождать пока естественным образом не испарится вода, поэтому сушить желательно в теплом месте. В зимнее время это может быть батарея центрального отопления.
После высыхания меловой герметизации остается только аккуратно собрать утюг не допуская повреждения покрытия. На рис.5 показан утюг в сборе, но без установленной крышки. Видна трещина на меловой массе, образовавшаяся в процессе сборки. Устраняется с помощью капли клея. И в заключение следует отметить, что канцелярский силикатный клей даже в сухом состоянии обеспечивает сопротивление изоляции в десяток кОм, что для промышленной сети переменного тока явно немного. Поэтому с описанной массой нужно работать очень аккуратно и не допускать ее попадания туда где ее не должно быть. А утюг успешно работает и работать в таком виде вероятно может достаточно долго, без вмешательства, умышленного или случайного.
© E.Trank  12.02.2017
Категория: Радиолюбительские статьи | Добавил: dodonych (31.07.2017)
Просмотров: 147 | Рейтинг: 0.0/0